Сегодня на наши вопросы отвечает исполняющий обязанности генерального директора АО «Брянский химический завод им. 50-летия СССР» Андрей МИХАЙЛОВ
– Андрей Владимирович, после некоторого информационного затишья о жизни Брянского химического завода хотелось бы из первых уст узнать, как и чем живет сегодня предприятие?
– Завод живет сегодняшним днем и сегодняшними проблемами. Финансовая ситуация достаточно сложная, т.к. долги у предприятия большие, старые, но летом этого года была разработана программа финансового оздоровления, которая в сентябре была одобрена Советом директоров НПО «Сплав», куда мы входим, а буквально в следующем месяце получено «добро» в «Минпромторге». Так что у нас есть план, по которому мы должны двигаться вперед. Что в него входит? Прежде всего, увеличение нашего госзаказа, причем, существенное увеличение на следующий год, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее. Для того чтобы выжить, завод должен увеличить объем выпускаемой продукции примерно в 1,5 раза. Тогда этого будет достаточно, чтобы не возникали новые долги и можно было гасить старые. План финансового оздоровления подразумевает выплату всех налогов в течение ближайших трех месяцев путем получения денежных средств от нашей главной кампании НПО «Сплав» и реструктуризацию задолженности перед Пенсионным фондом и фондом социального страхования.
– Что сегодня выпускает предприятие?
– Если говорить непосредственно о самой работе, то мы осваиваем в настоящее время несколько новых видов продукции. Есть государственные заказы, которые размещаются на нашем предприятии, есть виды продукции, которые у нас выпускаются давно, постоянно, есть виды ремонтов по ним, а летом этого года начали новый ремонт изделий. Для этих целей было приобретено оборудование, и часть его уже размещена в восстанавливаемом большом корпусе. Думаю, следующим летом доведем эту работу до конца. Крупный цех простаивал несколько лет, а сегодня ожил. Работают люди, выпускается новая продукция. Планируется в начале следующего года еще поставить туда оборудование и увеличить госзаказ по этой продукции раза в два.
Кроме того, в октябре был подписан один интересный контракт, где мы выступаем соисполнителями по одному большому госзаказу – такой вид продукции завод не делал порядка двадцати пяти лет. Многие, конечно, подзабыли процесс, поэтому приходится учиться заново. И если в этом газу своевременно и качественно сможем выполнить необходимый объем, для чего отдельные подразделения перешли даже на круглосуточную работу, то впоследствии этот заказ раз в пять будет увеличен. А это – дополнительные рабочие места, денежные средства и выход на нормальный текущий режим работы. Если за последние десятилетия предприятие было загружено всего на 20-25%, то в 2017 году планируем загруженность увеличить до 50. Приступили к ремонту других корпусов, будем восстанавливать здания, ремонтировать и выполнять госзаказ.
Что касается выпуска гражданской продукции – промышленных взрывчатых веществ для карьеров, шахт и т.д., то, к сожалению, из-за некоторых проблем мы не могли работать со многими предприятиями напрямую – завод «оброс» фирмами-посредниками, которые получали большую часть прибыли. Сейчас мы отказались от всех посредников по закупке сырья, в чем нам теперь помогают наши партнеры и головное предприятие «Сплав». Планируем в 2017 году через нашу фирму-партнер «Новосибирский завод искусственного волокна» выйти на рынок крупных, нормальных поставок взрывчатых веществ за заводы – потребители путем участия в тендерах, конкурсах. Таким образом, сможем выйти на серьезные объемы, хорошие поставки и низкие ставки за посредничество.
– Каков сегодня уровень зарплаты на БХЗ?
– Средняя зарплата на заводе порядка 20 000 рублей. Говорить о повышении не могу, но планирую тем людям, которые работают самоотверженно, готовы трудиться во вторую-третью смены, производить дополнительные выплаты как предусмотренные законодательством, так и по собственной инициативе, т.е. если люди работают хорошо, то и должны получать соответственно, уравниловки быть не должно.
– Учитывая, что Вы не так давно работаете на заводе, позвольте узнать первое впечатление от увиденного?
– Я 20 лет занимаюсь антикризисным управлением, лично участвовал в антикризисных мероприятиях на 40 предприятиях, которые были в совершенно разных условиях. Хочу сказать одно: я рад, что завод до сих пор не остановился и работает. Учитывая, что последние годы госзаказа практически не было, состояние предприятия все-таки было удовлетворительным на момент моего знакомства с ним. Я, честно говоря, ожидал худшего.
– С какими проблемами пришлось столкнуться?
– Если говорить о проблемах, то я их разделяю на проблемы коллектива и оборудования. К сожалению, из-за ряда трудностей коллектив несколько, наверное, опустил руки, потому что я не увидел в глазах его работников воодушевления и оптимизма, что присуще тем, кто трудится на нормально функционирующих предприятиях. Люди, видно, устали ждать позитивных изменений и не верили и не верят в них. Одна из главных задач – «раскачать» людей, заставить их поверить в себя, понять, что больше не будет такого застоя – он закончился. Не стоит забывать, что многие из них совсем молоды, являются настоящими профессионалами, что их идеи должны быть услышаны и воплощены на заводе для чего-то нового.
Конечно, с коллективом в этом плане работать сложно, но одно из моих образований «педагог-психолог», думаю, поможет в этом.
Вторая проблема, как я отметил, это оборудование, здания, сооружения, которые у нас есть. И хотя сегодня те задачи, которые стоят перед предприятием, мы спокойно выполняем, но увеличение объема выпуска продукции (госзаказ) потребует приобретения нового оборудования, ремонта зданий, освоения новых технологий, т.к. завод почти 20 лет ничего не покупал и не осваивал.
– Есть ли у Вас «костяк» единомышленников?
– «Костяк» на заводе имеется, а вот у меня нет привычки приводить с собой команду и менять половину управленцев. Уверен, что на любом предприятии есть умные профессионалы, знающие свое дело люди. В частности, и у нас – прекрасный производственный коллектив. Имея за плечами 30 лет трудовой деятельности, я со всеми могу разговаривать, слава Богу, на одном «языке», никого не выделяя при этом, потому что и сам познавал все с азов рабочей специальности.
– Говорят, Вы очень строгий руководитель…
– У меня есть понятие – дисциплина, которой я очень сильно придерживаюсь. И вот это стараюсь распространить на других. Я не говорю, что нужно быть строгим или добрым, нужно быть, прежде всего, дисциплинированным и ответственным.
– А вообще расскажите немного о себе…
– Работать начал в середине 80-х годов. После 8 класса пошел в ПТУ, где по 2-3 дня в неделю работали на предприятии. Так, в 1985 году я стал сварщиком 4 разряда, затем была армия – десантно-штурмовой батальон, почти 1,5 года в Афганистане. Потом окончил индустриально-педагогический техникум, получил специальность технолога сварочного производства. Совсем недолго проработал по своей профессии и ушел, т.к. это были лихие 90-е годы с крайне низкими зарплатами, в частный охранный бизнес, где за год вырос с простого охранника до заместителя директора крупного охранного предприятия. Хорошее было время, оно дало мне возможность узнать, как руководить молодыми, «горячими» людьми.
Понимая, что для дальнейшего профессионального роста не хватает воинского звания, поступил на заочное отделение в институт. В 1995 году появилась возможность проявить себя – стал заместителем крупного предприятия «Стройресурсы» в Казани, которое было в очень плохом состоянии: сменился собственник, и оно стало частным. Мне было доверено поднять его на основе предоставленных мною планов. Уже через полгода оно стало прибыльным. Затем были другие такие же предприятия. Таким образом, середину и конец девяностых годов мы посвятили тому, как можно из убыточного предприятия сделать интересный бизнес и поставить новый бизнес-процесс. Планы были впечатляющие. Тогда мы одними из первых в Татарстане открыли бизнес-центр на месте «умершего» НИИ, располагавшегося на территории завода, убрали все заборы и «вынесли» его на улицу. Затем переделывали направление работы металлообрабатывающего завода. Благодаря закупленному оборудованию он стал одним из первых производителей пластиковых окон (1998 г.) в Казани. Работа мне нравилась, но лет через пять – шесть почувствовал, что могу работать и самостоятельно. Создал свою фирму и параллельно после специального обучения стал арбитражным управляющим. Принимал активное участие в гильдии арбитражных управляющих Татарстана, входил в совет директоров. В 2006 году был избран его председателем. Этот бизнес дал мне возможность прочувствовать самостоятельность в принятии тех или иных решений, понять, что такое нестандартный подход к стандартным ситуациям.
Где-то внутри себя горжусь тем, что смог применить знания процедур банкротства для того, чтобы помочь обманутым дольщикам. В 2006 – 2009 гг. у меня были 2 строительные организации и 5 многоэтажных жилых домов, в результате работы по которым удалось 700 семьям вернуть их квартиры без каких-либо доплат, благодаря хорошим инвесторам. Я показал, как через процедуру банкротства можно сделать хорошее дело.
В 2012 году меня пригласили в холдинг «Ростехавто». Оказывал услуги как консультант, в дальнейшем предложили возглавить два небольших предприятия, входящих в него, для того, чтобы провести там определенные процедуры и вывести из убытков, без всяких банкротств. Уже через шесть месяцев оба предприятия стали рентабельными, все оказалось не так сложно. Если к моему приходу там 30 человек получали зарплату в 10 000 рублей, то через 1,5 года она стала в 2 раза больше, а мы создали около 300 рабочих мест. И данную практику я хочу применить здесь, на Брянском химическом заводе, задействуя складские помещения, оборудование, все, что ранее пустовало и ветшало.
Если говорить о себе, то мне 48 лет, женат, имею трех дочерей.
– Ваши жизненные принципы
– У меня их три. Помнится, еще старший брат учил: «Если что-то пообещал, то исполни», «если что-то сказал, то отвечай за свои слова», «если хочешь от других потребовать – потребуй с себя». Вот этих принципов я и придерживаюсь.
– Спасибо за беседу. Дальнейших Вам успехов! Надеемся, что наша информационная связь будет продолжаться.
По материалам газеты “Сельцовский вестник” от 25.11.2016г.